Великие архитекторы и архитектурные сооружения

Брунеллески Филиппо (1377—1446)


Брунеллески (Brunelleschi, brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция, - 15.4.1446, там же), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Сын нотариуса. Учился и работал во Флоренции, около 1402-09 изучал в Риме античную архитектуру.

В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф "Принесение в жертву Исаака" (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Около 1409 Брунеллески создал деревянное "распятие" в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Брунеллески работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы.

Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Брунеллески в 1420-36 над хором флорентийского собора, - первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции.

В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421-44) Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость.

В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо Брунеллески впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах.

В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки.

Брунеллески удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422-46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента.

Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420-42) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434). Брунеллески приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Брунеллески много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе).

Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.

Церковь Санто-Спирито (Флоренция)
Церковь Санто-Спирито (Флоренция)

Капелла Пацци (Флоренция)
Капелла Пацци (Флоренция)

Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо (Флоренция)
Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо (Флоренция)

Капелла Пацци (интерьер)
Капелла Пацци (интерьер)

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)

Принесение в жертву Исаака
"Принесение в жертву Исаака"

Воспитательный дом (Флоренция)
Воспитательный дом (Флоренция)