Великие архитекторы и архитектурные сооружения

Райт Франк Ллойд (1869-1959)


Райт (Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, - 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. Законченного профессионального образования не получил. Работал в Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на Райта было решающим. Однако уже в первых постройках Райта симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Райта после 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 - в его серии "домов прерий". Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Райт под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы "перетекающих" внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается у Райта с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Райта начала 20 в. (здание фирмы "Ларкин" в Буффало, 1905; отель "Импириал" в Токио, 1916-22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Райта в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры; вместе с тем в США творчество Райта оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Райт строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат Калифорния, 1923). В 30-е гг. Райт становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры - связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Райта этого периода - дом Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Райт создаёт "древоподобные" структуры высотных зданий с бетонными "стволами", вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них "ветвями" - консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; "Башня Прайса" в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30-50-х гг. Райт стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60? и 120?, круга и спирали ("дом-соты" - дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов - здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-1946, строительство 1956-59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность "текучей" формы ограждения. Воззрения Райта как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте "Бродэйкр-сити" (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.

Творчество Райта образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Райт был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Райта сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.

Самая различная кровля тверь от официального дилера ведущих мировых брендов в Твери и области | Купить окна можно здесь: купить пластиковые окна. Акция, только в феврале.

Дом Кауфмана (США)
Дом Кауфмана (США)

Башня Прайса (штат Оклахома)
"Башня Прайса" (штат Оклахома)

Дом Уиллитса (США)
Дом Уиллитса (США)

Дом Роби (Чикаго)
Дом Роби (Чикаго)

Музей Соломона Р. Гуггенхейма (Нью-Йорк)
Музей Соломона Р. Гуггенхейма (Нью-Йорк)

Музей Гуггенхейма (Интерьер)
Музей Гуггенхейма (Интерьер)